Техника интерливинга, или "переключающееся обучение", предполагает чередование изучения разных тем или навыков в одном учебном сеансе, вместо того чтобы глубоко погрузиться в одну тему за раз.
История появления и развития техники
Техника интерливинга, хотя и кажется новаторской, на самом деле имеет корни в древних педагогических практиках, когда обучение часто проходило без жёстко установленных рамок и было менее формализованным. Давайте рассмотрим краткую историю появления и развития этой техники:
Древние времена: В древних цивилизациях, таких как Греция и Китай, учёные и философы часто использовали диалоги и дискуссии для обучения, что, по сути, являлось формой интерливинга. Путём обсуждения различных идей в одной дискуссии учащиеся сталкивались с разнообразными понятиями и переключали своё внимание между разными темами.
Средние века: В средневековых университетах студенты часто изучали "семь свободных искусств" — традиционный набор предметов, включающий в себя грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Этот комплексный подход к обучению позволял студентам переключаться между разными дисциплинами, что схоже с принципами интерливинга.
20-й век: С развитием психологии и образовательных исследований учёные стали интересоваться оптимальными методами обучения. В 1970-80-х годах начались первые эксперименты, направленные на изучение эффективности чередования материала в процессе обучения.
Современные исследования: За последние десятилетия было проведено множество исследований, подтверждающих эффективность интерливинга, особенно в контексте обучения науке, математике и иностранным языкам. Эти исследования показали, что чередование задач или тем может помочь учащимся лучше усваивать и запоминать материал.
Применение в современных методиках: На основе этих исследований многие образовательные учреждения и педагоги начали внедрять технику интерливинга в свои программы и учебные планы.
На сегодняшний день техника интерливинга продолжает привлекать внимание педагогов и учёных, исследующих обучение, благодаря своей эффективности, особенно в контексте усвоения сложного материала.
Этот подход может казаться контринтуитивным, поскольку многие люди предпочитают "кластеризовать" своё обучение (например, заниматься только математикой в понедельник, физикой во вторник и т. д.). Однако исследования показывают, что интерливинг может улучшить долгосрочное усвоение материала.
Как это работает:
- Разнообразие стимулирует мозг: Когда вы переключаетесь между различными темами, ваш мозг вынужден активнее работать, чтобы адаптироваться к новому материалу. Это может усилить нейронные связи, связанные с изучаемыми темами.
- Затруднения способствуют обучению: Переключение между темами может создать чувство затруднения, но именно такие "хорошие трудности" часто способствуют более глубокому и долгосрочному обучению.
- Лучшая дискриминация между концепциями: Интерливинг помогает учащимся лучше различать и сравнивать разные концепции или навыки, особенно если они в некотором роде похожи.
Как применять технику интерливинга
- Планирование: Запланируйте учебную сессию так, чтобы она включала в себя несколько разных тем или задач.
- Ограниченное время: Не переключайтесь слишком быстро. Дайте себе достаточно времени для изучения одной темы, прежде чем переключиться на другую.
- Сопоставление похожих тем: Чтобы улучшить дискриминацию между концепциями, попробуйте чередовать изучение похожих тем или задач. Например, если вы изучаете математику, можете чередовать задачи по алгебре и геометрии.
- Обзор и рефлексия: После учебной сессии проведите небольшой обзор того, что вы узнали, и попробуйте установить связи между различными темами.
Техника интерливинга может потребовать некоторой практики и адаптации к вашему стилю обучения, но со временем она может стать ценным инструментом для усвоения сложных академических предметов.